копипастну, ибо нефих:
учитель заносит над головой ученика палку и говорит примерно следующее: "Если ты скажешь, что палка реальна - я тебя ударю. Если ты скажешь, что палка эта нереальна - я тебя ударю. Если ты ничего не скажешь - я всё равно ударю тебя". И вот ученик погружён в страшно серьёзные размышления на сей счёт и "выбирает" стратегию поведения и жизни. Я бы на месте учителя такого ученика бы забил до кровавого поноса - толку с него не будет ровно никакого. Если только в качестве вечно икающего раба-послушника пригодится этот любитель выбирать из предложенного. Потому и смысл этой дзенской притчи в том, что ученик может встать и палку у учителя молча отобрать. Ответив тем самым и на реальность угрозы (палки), и на её нерельность (сам себя бить не будешь). Свобода моего выбора - это свобода установления правил игры, меня, более-менее, устраивающих, а не шпиленье с заведомыми шулерами в наперстки. Хотя для большинства окружающих меня людей - напёрстки - это апофеоз свободы принятия решений и демократического выбора. Поэтому я не удивляюсь большинству окружающих меня людей. Это заведомые обречённые. Что не мешает мне постоянно им говорить: "Добрая сила никогда не поставит тебя в ситуацию выбора, кого ты больше любишь: маму или папу? Эту ситуацию создают тёти и дяди с жабьими глазами".